Ворошева Любовь Анатольевна
«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ »«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ » воспитатель МБДОУ N11 Ворошева Л.А.
1. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая среда. 2. Требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей и социальных партнёровв образовательной деятельности. 3. Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 4. СанПиН 5. ФГОС. 4. При создании предметной среды в своем детском саду мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования: полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; насыщенности: среда соответствует содержаниюобразовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. 5. Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду основывается на изучении особенностей, возможностей, функций и содержания здоровьесберегающего пространства всем педагогическим коллективом. 6. В настоящее время образовательное пространство нашего детского сада приводится в соответствие с требованиями ФГОС ДО, санитарными требованиями к условиям пребывания детей в ДОУ и конструируется как здоровьесберегающее, адаптивно – развивающее, обеспечивающее проведение педагогами систематических физкультурно - оздоровительных мероприятий с детьми, родителями.
7. Образовательная здоровьесберегающая среда нашего детского сада обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимыми знаниями о человеке как саморазвивающейся целостной системе, помогает осознать ценность здоровья, сформировать необходимые полезные привычки, мотивирует к занятиям спортом.
8. В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты: 1. Инфраструктура детского сада: медицинский кабинет, спортивный /музыкальный зал, летняя спортивная площадка, участки на территории д/сада. 9. 2. Здоровьесберегающая предметно – развивающая среда: Центры здоровья в группах, Центры двигательной активности, Центр уединения, Центры экологического образования в старшей группе, Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья), Центры обучения ПДД, Центры конструктивной деятельности, Центр науки, Центр искусства и музыкально – театральной деятельности. В каждой группе есть место для зон уединения, физкультурных уголков, игровых, театрализованных, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других. Спальные помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности. 3. Образовательно – методическая среда: Образовательная программа ДОУ, Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса, Библиотека методической литературы, Система работы с родителями, Журналы Здоровья, Картотеки оздоровительных технологий и игр, Нетрадиционное оборудование для закаливания. 4. Здоровьесберегающее пространство для родителей: Информационные стенды в группах, Наглядно – информационный материал для родителей, Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий, Консультативная медицинская работа, Клубные встречи. Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.
При оснащении групповых комнат, физкультурного зала, мы учитываем «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, которые предполагают наличие содержательно-насыщенной ,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей среды. При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход: Безопасные условия, Санитарно – гигиенические требования, Возрастные и индивидуальные особенности, Федеральные государственные требования, Современный дизайн в интерьере детских помещений и т.д. Предметно – пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, чтобы для детей было достаточно места для удовлетворения двигательной активности. В физкультурном зале все необходимое оборудование для оздоровления, развития основных видов движений, формированию представлений о некоторых видах спорта. Наличие оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности. Хотя в нашем детском саду созданы достаточно хорошие условия для развития детей, однако они ещё не полностью удовлетворяют требования ФГОС. Поэтому нам предстоит ещё много работы по оснащению предметно – развивающей здоровьесберегающей среды. Мое пожелание: Что бы в нашем дошкольном учреждении эта задача решалась через реализацию программ дополнительного образования детей:
- «Элементы корригирующей гимнастики». ВЫВОД: Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: "Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким". Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей. 6 января 2018 в 07:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.